В каждой промышленно развитой стране есть центральный банк. Большинство из них выполняют одну или несколько из следующих функций: действуют как банк для банкиров, выпускают единую валюту, осуществляют клиринговые платежи, регулируют деятельность банков и действуют как «кредитор последней инстанции» для банков, испытывающих финансовые затруднения. Единственное, что они все делают, это служат банкирами для своих собственных правительств.
Но даже несмотря на то, что эти центральные банки имеют общие функции, каждый из них по-прежнему работает по-своему, и эти различия в значительной степени проистекают из исторических основ банков. Чтобы понять природу современного центрального банка, необходимо изучить его историю и отношение к торговле и правительству.
Это особенно верно в отношении Соединенных Штатов, где уникальная структура Федеральной резервной системы была сформирована более ранними экспериментами этой страны с центральным банком и политической реакцией на эти эксперименты.
ФРС США имеет сходство с первой попыткой страны создать центральный банк, и в этом отношении она в интеллектуальном долгу перед Александром Гамильтоном.
«В экономике национальных дел вряд ли есть какой-либо более важный пункт, чем единообразное сохранение внутренней стоимости денежной единицы. От этого существенно зависит безопасность и устойчивая стоимость собственности», — писал Гамильтон в 1791 году, через неделю после того, как Сенат утвердил его банковский вексель.
Новая нация: 1775-1790 гг.
Для финансирования американской революции Континентальный конгресс напечатал первые бумажные деньги новой страны. Известные как «континентальные», банкноты изначально предназначались для погашения по требованию. Однако съезд нарушил свое обещание и выпустил банкноты в таком количестве, что они привели к инфляции, которая сначала была незначительной, но быстро ускорилась по мере развития войны. В конце концов, люди разуверились в банкнотах, и фраза «не стоила континента» стала означать «совершенно бесполезная».
После окончания Войны за независимость у страны был значительный долг, большая часть которого была выпущена отдельными штатами. Общей валюты не было, так как многие государства печатали собственные деньги. Это были две главные финансовые проблемы, с которыми столкнулись основатели страны во время написания Конституции.
Александр Гамильтон думал, что если федеральное правительство возьмет на себя военные долги штатов, это будет хорошим способом решить эти проблемы, одновременно установив превосходство федеральной власти над властью штатов, что является еще одной из его целей.
Первый банк США: 1791-1811 гг.
Сама Конституция запрещала правительствам штатов выпускать собственную валюту. Банк Соединенных Штатов был задуман в 1790 году, чтобы справиться с военным долгом и поставить правительство на прочную финансовую основу.
Он был предназначен для финансирования государственного долга и выпуска денежных знаков. Гамильтон, в то время министр финансов при президенте Джордже Вашингтоне, был архитектором Банка, который он смоделировал по образцу Банка Англии.
Банк должен был иметь стартовый капитал в размере 10 миллионов долларов, финансируемый за счет продажи акций. По тем временам это была довольно крупная сумма.
Федеральному правительству должно было принадлежать 2 миллиона долларов, что даст ему существенный контроль, а оставшаяся часть будет принадлежать частным инвесторам. Помимо главного офиса в Филадельфии, у банка было восемь филиалов, по одному в каждом из крупных городов страны.
Хотя целью Банка было облегчить государственные финансы, Гамильтон имел в виду другую цель - функционирование его в качестве коммерческого банка. Во время революции в колониях почти не было банков. Великобритания использовала свою власть для защиты собственных банков и предотвращения появления финансовых конкурентов.
Видение Гамильтона состояло в том, чтобы создать центральный источник капитала, который можно было бы ссужать новым предприятиям и тем самым развивать экономику страны.
Таким образом, хотя в некотором смысле Первый банк предвосхитил Федеральную резервную систему, он также значительно отличался от нее, предлагая коммерческие кредиты, чего Федеральная резервная система, как и большинство современных центральных банков, не делает.
Успех Банка можно в значительной степени оценить как в выплате военных долгов, так и в его коммерческих операциях, которые были намного шире, чем его общественная деятельность. Однако с самого начала были те, кто утверждал, что Банк неконституционален.
Конституция предоставила право облагать налогом и печатать деньги Конгрессу, а не частной корпорации, утверждали критики. Кроме того, поскольку военный долг был в значительной степени погашен, многие больше не видели необходимости в национальном банке.
Итак, в 1811 году, столкнувшись с решением о продлении устава банка, Конгресс одним голосом отказался продлить его, и банк прекратил свою деятельность.
Продолжение следует…