В марте 2022 года глобальный рынок потрясли новости о банковском кризисе в США, который задел Европу. Silicon Valley Bank (SVB) рухнул первым, что стало первым банкротством крупного кредитора с с 2008 года.
Прежде чем стать всемирно известным благодаря своему краху, SVB пользовался уважением в техническом сообществе, широко представленном в районе залива Сан-Франциско.
Для тех, кто находится за пределами Кремниевой долины и технологического пространства, Silicon Valley Bank не был нарицательным. Среди многих его клиентов были венчурные фирмы, стартапы и богатые технические работники.
Примерно четыре десятилетия SVB успешно конкурировал с известными финансовыми учреждениями. Рассмотрим интересные факты о крахе Silicon Valley Bank, его поглощении и последствиях.
Silicon Valley Bank был основан в 1983 году. Билл Биггерстафф и Роберт Медеарис задумали его за игрой в покер. Целью основателей было предоставление банковских услуг технологическим стартапам в Силиконовой долине. Их первый офис был в Сан-Хосе.
В 1987 году компания начала торговать акциями на Nasdaq. Год спустя SVB завершил IPO и привлекл 6 миллионов долларов капитала. Банк постепенно расширялся в Силиконовой долине, а затем в 1990 году на Восточном побережье с офисом в Массачусетсе. В 1990-х компания открыла офисы в США.
Поддержав молодые технологические стартапы во время пузыря доткомов в 90-х, компания едва избежала катастрофы, когда пузырь лопнул и акции SVB упали более чем на 50% в 2001 году.
Согласно графику банка, SVB открыл офис в Израиле в 2008 году, а филиал в Великобритании и совместное предприятие в Китае в 2012 году. В последнее десятилетие были другие офисы в Европе и Канаде. Он даже расширился, чтобы извлечь выгоду из очевидной любви технического сообщества к калифорнийскому вину.
Тогдашний исполнительный вице-президент SVB Роб Макмиллан и генеральный директор SVB Грег Беккер рассказали The Street в 2015 году, что винный бизнес банка был ключевой частью создания его бренда и установления контактов с предпринимателями Силиконовой долины. В том году на винную практику SVB «приходилось 6% валового кредитного портфеля банка в размере 14,6 млрд долларов».
По данным регулирующих органов, к 31 декабря 2022 года активы SVB составляли 209 миллиардов долларов, а депозиты — 175 миллиардов долларов. В то время SVB сообщил на своем веб-сайте, что «44% IPO в области технологий и здравоохранения в США осуществляются через SVB».
Он входил в число 20 крупнейших банков страны и считался банком истеблишмента. Что отличало SVB? У него был особый опыт. Многие банки не участвовали в стартапах и технологических компаниях] так же, как это делал Silicon Valley Bank. SVB сделал это, когда другие учреждения не хотели рисковать.
В статье 1995 года от SFGate это называлось «не типичное кредитное учреждение».
«В то время как большинство коммерческих банков предпочитают проверенных клиентов, SVB любит укреплять отношения с компаниями, когда они находятся на стадии экономического развития», — говорится в статье. «Он построил прочные отношения сотрудничество с сообществом венчурного капитала».
У SVB также было около 90% счетов с депозитами на сумму более 250 000 долларов, что больше, чем в обычном банке. Это означало, что большая часть депозитов банка не была застрахована государством.
Примерно во время пандемии, эти депозиты резко выросли. В случае с SVB это стало большой проблемой, когда его лишние миллиарды были вложены в казначейские облигации с длительным сроком погашения, а ФРС повысила процентные ставки, что, в свою очередь, ударило по стоимости государственных облигаций. И из-за того, что в последнее время технический сектор испытывал трудности, все больше вкладчиков забирали свои деньги.
В марте 2022 года SVB заявил, что был вынужден продать часть своих облигаций с убытком в размере 1,8 миллиарда долларов, что привело к массовому оттоку депозитов из банка. Чтобы спасти ситуацию, федеральные регуляторы взяли банк под собственный контроль.