В 1816 г. был введен золотой стандарт, который сохранялся до 1914 года, начала Первой мировой войны. Фунт стерлингов был оценен или «привязан» к другим валютам на основе его относительной стоимости в золоте. Существовало обязательство, согласно которому банки должны быть в состоянии по первому требованию обменять все выпущенные банкноты на стоимость золотого стандарта в золоте.
В 1821 г. была вновь введена конвертируемость банкнот. Период ограничений длился до 1821 г., после чего золотые соверены заняли место 1 и 2 фунтов стерлингов. Именно период ограничений побудил ирландского драматурга и члена парламента Ричарда Бринсли Шеридана сердито назвать Банк «… пожилой дамой из Города», а карикатуриста Джеймса Гилрея — Старухой с Треднидл-стрит.
В 1825 году Банк Англии пострадал от набега на свои резервы, и его суверенитет сократился до последних 100 тысяч. Ротшильды высадили корабль в Фалмуте и за один день ввели в Банк Англии 150 тысяч соверенов, едва избежав приостановки платежей и снятия средств.
Имя семьи Ротшильдов и ее бизнеса будет неоднократно упоминаться и переплетаться с историей банка и рядом ключевых моментов британского правительства, когда Банк Англии не сможет помочь или действовать достаточно быстро, чтобы помочь своему собственному правительству. Сила и значение частного капитала в 19 веке и основы финансовых рынков, на которые мы все опираемся сегодня, часто превосходили правительства и монархов, которым он служил.
Закон о местных банкирах 1826 г. разрешил создание акционерных банков, выпускающих банкноты, с более чем шестью партнерами, но не в пределах 65 миль от Лондона. Закон также позволил Банку Англии открывать филиалы в крупных провинциальных городах, что дало ему больше возможностей для продажи своих банкнот.
Закон о банковской хартии 1825–1826 годов, наконец, открыл возможность для многих новых акционерных компаний создаваться без необходимости в Королевской хартии. Сначала они процветали за пределами Лондона, а затем в самом Лондоне и его окрестностях.
В 1826 году английские провинциальные банки, которые были акционерными обществами, получили возможность под надзором Банка Англии выпускать собственные банкноты. Это произошло после банкротства многих банков страны.
Закон о банковской хартии 1833 г., наряду с либерализацией права банка устанавливать процентные ставки, этот акт сделал банкноты Банка Англии официальным платежным средством. Банкноты стали законным платежным средством для всех сумм свыше 5 фунтов стерлингов в Англии и Уэльсе, чтобы в случае кризиса население по-прежнему было готово принять банкноты, а его золотые резервы были защищены.
Дальнейшие банковские кризисы 1836 и 1839 годов побудили Роберта Пиля ограничить выпуск банкнот исключительно Банком Англии с целью создания более стабильного рынка и денежной массы.
Закон о банковской хартии 1844 г. разрешил споры о соотношении золота, которое необходимо было хранить. Это по-прежнему являлось частью обязанностей банка в отношении банкнот, которые он выпускает и обращает на рынке. В 1844 г. было решено, что количество золота должно превышать количество выпущенных банкнот. Новые банки больше не могли выпускать собственные банкноты.
Первые полностью напечатанные банкноты появились в 1853 г., избавив кассиров от необходимости вводить имя получателя платежа и подписывать каждую банкноту отдельно. 1857 и 1866 гг. действие резервов Банка на случай коллапса в отношении уровней золотых резервов должно было быть приостановлено.
В 19 веке продолжался ряд банковских кризисов, и в условиях ухудшения экономического климата обычно соотношение хранимых и удерживаемых золотых депозитов по отношению к выпущенным банкнотам часто снижалось.
Спасательная операция в виде гарантированного фонда для банков на Квадратной Миле была учреждена Управляющим Банка, и было обещано более 17 миллионов фунтов стерлингов, большая часть которых была передана теперь уже могущественным акционерным банкам.
Продолжение следует…